понедельник, 28 марта 2011 г.

«Бурое пятно» – продукт истерики


Где строить новый завод по фабрикации ядерного топлива?

К 25-летию аварии на ЧАЭС главная объявленная цель ликвидации последствий катастрофы – достичь состояния «бурого пятна на местности» (то есть «разрушить до основания и забыть») – так и не решена.
Дорогостоящая догма достижение «бурого пятна» заложена в документе «Концепция снятия с эксплуатации Чернобыльской АЭС». Это уникальная идея – во всем мировом опыте преодоления разнообразных ядерных инцидентов вы не обнаружите столь кардинального финала: «не оставлять камня на камне». Даже в трагических городах Хиросиме и Нагасаки население проживает от момента бомбардировки и до настоящего времени.
В нашем же случае население из Чернобыльской зоны отселено, а за 25 лет приблизился момент полураспада долгоживущих и наиболее активных радиоизотопов. Но мы по-прежнему дожидаемся средств из бюджета на разрушение промплощадки ЧАЭС – уже потратив миллиарды и так и не осознав цену, которую еще придется заплатить.

Хождение станции «по рукам»

Послеаварийная часть жизненного цикла ЧАЭС совпала с распадом СССР. Следует отметить существенно различающиеся ведомственные подходы к послеаварийной судьбе Чернобыльской станции.

ЧАЭС в составе Минэнерго СССР

Еще на начальной фазе ликвидации последствий аварии уже проводится обследование состояния конструкций 4-го энергоблока на предмет его восстановления.
Эксперты признают: «Разрушенный запроектной аварией энергоблок №4 утратил все функциональные свойства энергоблока…». Начато и завершено строительство объекта «Укрытие» (ОУ) над аварийным энергоблоком. Принимается решение и осуществляется пуск сохранившихся 3-х энергоблоков.
Для обслуживающего персонала строится новый город-спутник ЧАЭС Славутич (инфраструктура которого, кстати, до настоящего времени полностью не используется, т.к. создавалась под большую численность населения). Производится набор и подготовка недостающего персонала. С целью продления работы за установленные проектом 30 лет разрабатываются и внедряются проекты реконструкции энергоблоков.
Внедрены технические изменения в системы безопасности АЭС, гарантирующие невозможность повторения ситуации 26 апреля 1986г. Фактически трагедией мы внесли вклад в научно-техническое развитие человечества: в результате во всем мире не зафиксировано крупных аварий на реакторах (в том числе «чернобыльского типа») по вине дежурного персонала (предотвратить аварии на реакторах АЭС Фукусима было выше возможностей оперативного персонала. Другое дело, что вызывает вопросы неоперативность японских руководителей по обеспечению станции мобильными источниками энерго и водоснабжения – для организации охлаждения остановленных реакторов и особенно бассейнов с отработанным ядерным топливом) .

В составе Минэнерго Украины

В 1991 г. на ЧАЭС произошел пожар на турбогенераторе энергоблока №2 из-за самопроизвольного включения высоковольтного выключателя. Впервые в практике энергетики принимается политическое решение не менять поврежденный генератор, а досрочно прекратить эксплуатацию энергоблока №2 – за 7 лет до исчерпания установленного ресурса!
Энергоблок №1 остановлен в 1996 г. за 2 года до исчерпания ресурса. Подписывается «Меморандум о взаимопонимании между правительствами стран «Большой семерки», Комиссией Европейского Сообщества и Правительством Украины о закрытии Чернобыльской АЭС». На том основании, что реактор энергоблока №3 и аварийного №4 расположены в одном строительном объеме, в 2000 г. остановлен последний действующий энергоблок – за 11 лет до исчерпания ресурса.
ЧАЭС преобразована в государственное специализированное предприятие.
После прекращения генерации электроэнергии минуло более 10 лет, но возведение нового укрытия над аварийным реактором так и не начато.
А ведь за послеаварийный период ЧАЭС выработала электроэнергии больше чем до аварии, и при продолжении работы (хотя бы до исчерпания установленного ресурса) выработка возросла бы еще вдвое. Утраченная прибыль от реализации электроэнергии могла бы покрыть существенную часть затрат государства на ликвидацию последствий аварии. Но из прибыльного предприятия ЧАЭС превратилась в бюджетного реципиента.

В составе МинЧС

Завершены строительно-монтажные работы по стабилизации строительных конструкций «Укрытия» – действительно достойная работа за весь период после строительства «Саркофага». Выполнен рабочий проект – возведения «нового безопасного конфаймента» (НБК) над объектом «Укрытие».
Но сама передача ЧАЭС под юрисдикцию МинЧС на 19 году после аварии во многом абсурдна: по определению «чрезвычайные ситуации» непродолжительны, а на промплощадке ЧС, по-видимому, иссякнет лишь когда будут исчерпаны средства международных проектов.
Так зачем МинЧС вменены не присущие ему функции? На этот вопрос отвечает «Общегосударственная программа снятия с эксплуатации Чернобыльской АЭС и преобразованию объекта «Укрытие» в экологически безопасную систему»: «Завершение деятельности по снятию с эксплуатации…потребует около 100 лет».

На разрушение денег не пожалеем

«Завершение деятельности по снятию с эксплуатации» выглядит в глазах наших чиновников так: «За период с 2045 до 2065 года установки демонтируют, а место, на котором располагалась станция – очистят». По каким технологиям – не известно.
Подобная ситуация складывается и по объекту «Укрытие». Стратегическая цель– ликвидация свалки радиоактивных материалов – подменяется тактической: строительством эффектного, но не эффективного сооружения НБК. Накануне 25-летия аварии определилась наша позиция – переложить проблему на последующие поколения, не утруждая себя даже разработкой первичных технологий обращения со скоплениями высокоактивных отходов.
При этом основное обоснование пассивности: ожидание разработки в будущем новых технологий! Только где и когда появятся эти технологии, если мы сами их не разрабатываем? По следам последних событий в Японии, мы вместо научно-практической помощи коллегам будем, в результате, платить за их же научно-технологические разработки и открытия, «спровоцированные» тамошней аварией и ликвидацией ее последствий!
Финансовая заявка по вышеупомянутой Программе «разрушения» только на 2009-2012 годы составляет 3,5 млрд. грн! И она, конечно, не выполняется – разве актуально сейчас финансировать МинЧС под «бурое пятно» в 2065 году?
Для сравнения: заявка по созидательной программе «Ядерное топливо Украины» на эти же годы составляет 9,7 млрд. грн. К сожалению, и эта программа регулярно не финансируется.
Мне кажется, что принципиальной, идеологической ошибкой Концепции является следующее утверждение: «На сегодняшний день, можно однозначно сказать, что территория 10- километровой Зоны вокруг ЧАЭС не будет введена в народно-хозяйственный оборот в обозримом будущем из-за высоких уровней загрязнения долгоживущими радионуклидами». Навязываются убеждения типа: «на территории Главных корпусов не предусматривается размещение объектов ядерной энергетики и других объектов народнохозяйственного значения».
Естественно, заниматься земледелием, выпасом скота и сбором даров леса вблизи ЧАЭС нет надобности. Но для промплощадки и для подъездных транспортных путей, подвергшихся тщательной дезактивации, это утверждение представляется не просто неубедительным, но и экономически неоправданным.
Прежде всего, наступает период долговременной стабилизации радиационной обстановки. Подтвердить это смогут исследования, заявленные МинЧС: министерство обещает, что к 25 годовщине катастрофы будет проведено тщательное обследование Зоны отчуждения и смежных территорий на предмет остаточного радиационного состояния.
В скором 2016 г. «чернобыльская зона» достигнет знакового момента – это срок полураспада долгоживущих радиоизотопов. В связи с утратой признаков катастрофической ситуации, ООН снимет с 2016 г. мониторинг зоны ЧАЭС. Безусловно, это изменит статус данных территорий – так как охранять «зону» еще 30 лет до следующего этапа полураспада массовых изотопов нереалистично.
Реальная радиационная ситуация неизбежно приведет к пересмотру санитарных и правовых ограничений, и придаст зоне отчуждения» юридический статус территории со специфическими условиями пользования (по аналогии с другими географическими зонами, имеющими экстремальные природные; климатические или техногенные условия). Дело в том, что трансурановые элементы распадаются существенно дольше продуктов деления, но их на загрязненной территории относительно немного (иначе люди не посещали бы зону отчуждения и город Припять в «своей» обуви и одежде уже сегодня).
При определенных ограничениях трансурановое загрязнение не препятствует промышленной деятельности на территориях выпадения и сейчас!

Что пытаются «забыть» в зоне

Зона отчуждения ЧАЭС – не только территория с пятнами радиационного загрязнения. Но и промышленный объект обладающий громадным материальным ресурсом – с капитальными вложениями порядка $10 млрд!
Сегодня многие забывают, что за колючей проволокой находятся:
– промышленная площадка, обустроенная техническими средствами охраны;
– три энергоблока, остановленных в соответствии с эксплуатационным регламентом;
– электрическое распределительное устройство с трансформаторным хозяйством (способное не только на передачу произведенной электроэнергии, но и на прием на потребление);
– система технического водоснабжения с наливным прудом охладителем;
– производственные строения значительной площади;
– машинный зал площадью более 40 тыс. кв. м, с грузоподъемными механизмами для демонтажа турбогенераторов;
– санитарно-бытовые здания и сооружения, приспособленные для обслуживания ядерных технологиях;
– система специальной технической канализации со спецводоочисткой;
– новая производственно-отопительная котельная с системами тепло- и пароснабжения;
– система радиационного контроля промплощадки и смежной территории;
– административные здания и ряд прочих систем и сооружений.
Извините за утомительный (хотя и неполный) перечень, но все это хозяйство мы собираемся уничтожить, потратив на акт разрушения миллиарды!
А ведь кроме вышеперечисленного, есть еще сооружения незавершенной 3-й очереди ЧАЭС, сооружения радиозавода «Юпитер», оставленный жителями город Припять и т.д. и т.д.
Но возможно ли использование вышеперечисленного «арсенала» с пользой?
Увы, определения из «государственных» документов «окончательно остановлен» и «режим снятия с эксплуатации» позволили не проводить консервацию оборудования – этим окончательно утрачена возможность возрождения энергогенерации ЧАЭС (Авария на АЭС Фукусима показала, что даже наличие контаймента – прочноплотного защитного сооружения, заключающего в себе реактор – не обеспечивает безопасности. А ведь именно его отсутствие и было основным аргументом противников продолжения работы ЧАЭС).
Но у чернобыльского комплекса имеется одна крайне важная и ценная техническая особенность. Главный корпус и инфраструктура электростанции строились с учетом защиты от контролируемого ионизирующего излучения от оборудования.
Аналогичными качествами защиты должен обладать и комплекс, предназначенный для технологического процесса переработки урана в ядерное топливо. Для справки: Украина ежегодно тратит $400-500 млн. на покупку ядерного топлива, добывая урана всего 30% от потребности. Но для организации добычи и переработки хотя бы в концентрат не хватает средств!

Ядерное топливо Украины

Энергетической стратегией нашей страны до 2030 года предусматривается развитие в стране полного цикла производства ядерного топлива – кроме, увы, изотопного обогащения урана.
Дело в том, что государства, которые входят в Группу ядерных поставщиков, практически ввели мораторий на передачу оборудования и технологий по обогащению урана другим странам. Оправдывается коммерческий эгоизм заботой о нераспространении ядерного оружия. В данной ситуации в нашей стране, даже если она создаст собственный ядерный топливный цикл, только за услугу по обогащению урана придется заплатить монополистам половину его стоимости!
Украине, непосредственной участнице становления ядерной промышленности СССР, обладающей наибольшими в Европе (и шестыми в мире) залежами урана; вырабатывающей 50% электроэнергии на АЭС не пристало мириться с создавшимся положением.
Мы торжественно заявили о своем безъядерном статусе в отношении обладания ядерным оружием. Но мы никогда не отказывались от обогащения урана для мирных нужд!
Вот здесь нам и может помочь промплощадка ЧАЭС. Кроме материально-технической базы, с точки зрения нужд производства изотопного обогащения урана, она обладает еще одним важным достоинством – уже сейчас находится под полным международным контролем, и тем автоматически снимает вопросы «опасности» распространения материалов для ядерного оружия.
Нужно прекратить накладывать табу на эту тему. Германия, Нидерланды, Испания и Япония не создавали ядерного оружия, но сумели развить производство по обогащению урана. США строят заводы по обогащению урана для АЭС в Южной Корее, Бразилия и Аргентина завершают создание замкнутого ядерного топливного цикла – и это без учета стремлений Ирана и Северной Кореи! Прогресс декларациями задержать невозможно, а вот опаздывать – становится нашей национальной традицией!
Из Энергетической стратегии Украины: «Предполагается, что странам, которые эксплуатируют АЭС, совсем не обязательно создавать собственные и достаточно дорогие производства по обогащению урана». Это ли не показатель вторичности инженерно-экономического потенциала страны? Необходимо иметь в виду, «что достаточно дорогими» эти технологии и производства были лишь на исходной стадии – разработки и глубокого обогащения для нужд вооружения.
Но и в заявленных страной границах создания «неполного» ядерного цикла ЧАЭС может стать нашей выгодной стартовой площадкой. Сам процесс изотопного обогащения урана требует источника электроэнергии существенной мощности, наличия значительного объема охлаждающей воды и сооружений соответствующих площадей – всем этим располагает промплощадка ГСП ЧАЭС.
Даже металл из демонтируемых конструкций, который по результатам дезактивации или переплавки не будет полностью удовлетворять безопасному радиационному уровню, может быть направлен на изготовление оборудования и трубопроводов в атомном производстве – т.к. при последующем применении попадет снова в радиационную среду. А ведь сегодня «залежи» на ЧАЭС нержавеющей стали, меди и других металлов в соответствии с упомянутой Концепцией подпадают под «радиоактивные отходы».
Материальный потенциал ЧАЭС позволяет применить принцип частичной самоокупаемости уже на этапе проектирования и создания технологий: можно реализовывать демонтированное оборудование и металл в действующем фонде ядерно-топливного цикла.
На промплощадке ЧАЭС можно поэтапно объединять и осваивать разные переделы (стадии) технологического цикла (от конверсии концентрата урана до изготовления таблеток из обогащенной двуокиси урана). Это позволит постепенно наращивать производительность. Поэтапное освоение каждого из переделов снизит и затраты на покупку ядерного топлива – а значит, возрастет уровень независимости (энергетической, экономической и соответственно – политической) нашей страны!
Но первое, что необходимо сделать – это объединить ряд положений разных программ (Государственной целевой экономической программы «Ядерное топливо Украины» и Общегосударственной программы снятия с эксплуатации Чернобыльской АЭС), создать на их базе программу диверсификации ГСП ЧАЭС в предприятие ядерно-топливного комплекса, которое, в конце концов, будет передано в структуру Государственного концерна «Ядерное топливо».
Чернобыль должен перестать быть бездонной финансовой ямой – он способен приносить прибыль!
Справка «2000» 
Валентин Мельник, автор этой статьи, хорошо знаком с проблемами ЧАЭС и много лет работал на данном объекте. С 1974 г. до 1980 г.- работал на Чернобыльской АЭС и непосредственно участвовал в пуске и освоении мощности 1-го и 2-го энергоблоков в качестве нач. лаборатории и зам. начальника цеха ТАИ по эксплуатации; с мая по август 1986 г. принимал участие в ликвидации последствий аварии ответственным дежурным по станции и в должности зам. гл. инженера по координации строительно-монтажных работ с УС-605 и прочих организаций; с 1988г. по 2000г. работал на ЧАЭС нач. цеха наладки и главным специалистом по системам жизнеобеспечения АЭС; с 2000г. по 2006г. работал зам. директора и директором дочернего предприятия «САВУТИЧ» ОАО ЮТЭМ. За почти 50 летний стаж работы в энергетике, Валентину Николаевичу пришлось трудиться и на предприятии по обогащению урана (п/я 79 в городе Ангарск Россия).
Валентин МЕЛЬНИК

Комментариев нет:

Отправить комментарий